О гимназии

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…

Строительство общеобразовательной средней школы № 2 на правобережье города Кимры началось во второй половине 60-х годов. Она нужна была поселку, так как имеющиеся две средние школы № 14 и № 1 были переполнены учащимися до предела. Работы проводились управлением капитального строительства при Савеловском машиностроительном заводе. Стройкой руководил прораб П. М. Бычков, которому после завершения работ по школе было присвоено звание: «Заслуженного строителя РСФСР».

Большую помощь в решении проблем, связанных со строительством непланового объекта, оказывали директор СМЗ Н.А. Киселев, главный бухгалтер Ф.С. Жильцов, начальник УКСа Н.И.Боровиков, главный бухгалтер УКСа П.С.Чихалин, а также бригады каменщиков (бригадир И.В.Евсюков), столяров (бригадир А.И.Рыбкин), сантехников (бригадир М.Я.Грачев), электриков (бригадир К.М.Юхарин), маляров (бригадир Н.А.Довгань) и многие другие.
А.А. Малышев в 1967-68 учебном году работал заместителем директора по воспитательной работе в средней школе № 14,  фактически же ему было поручено заниматься решением кадровых вопросов, а также обеспечением новостройки учебным оборудованием и мебелью, чтобы к моменту окончания стройки все было готово к началу учебного процесса.
Первая очередь работ, учебный корпус с раздевалкой, была выполнена к декабрю 1969г. — тогда же состоялось и его заселение.
Приказ об образовании средней школы №2 был подписан 1 сентября 1969г., а первые 3,5 месяца ее коллектив работал в третью смену, арендуя здание школы №14. В первый год учебы старшеклассники активно помогали строителям в сооружении спортивного зала, мастерских и столовой. Это позволило быстро закончить начатое дело и сдать объект государственной комиссии с оценкой «отлично».
Школа была построена на месте свалки, бывшего пустыря, камней, крапивы, зарослей сорняков, а теперь еще прибавился мусор от стройки. Нужно было очистить территорию от грязи, благоустроить 2,5 гектара, озеленить, разбить клумбы. Директор школы Малышев А.А., учителя и учащиеся вложили много труда и забот, чтобы весной с радостью и гордостью любоваться цветением яблонь, вишен, кустарников и цветников.
По периметру посадили тополя, в центре —  липовые и березовые аллеи, сирень; оборудовали теплицу.
На демонстрацию 7 ноября ученики выходили с огромными букетами красных гвоздик, выращивали в теплице и цветы к 8 марта, рассаду помидоров, зеленый лук, огурцы. Там работали дети на уроках труда под руководством Зориной А.В. и Волнухиной З.Г.
Была в школе прекрасная традиция: каждый выпускник сажает дерево, а младшие школьники ухаживают за ними. В честь 30-летия Победы была посажена березовая аллея. А всего посажено 150 берез, в этом и заключалось воспитание любви к природе, к труду, к своей школе. Деревья поднялись, возмужали и уже не первое десятилетие засыпают школьный двор осенним золотом. Много высажено деревьев и за пределами школы.
Большое внимание было уделено оформлению учебных кабинетов и рекреационных залов для отдыха и игр учащихся во время перемены. В то время существовала мощная объединяющая идея, которая соответствовала традициям всего народа, его внутренней жизни. Это была идеология, основанная на патриотизме, соединявшая в себе любовь к Родине, высокую гражданственность, осознание долга перед своим народом и уважение к другим народам.
Девиз школы «Мысль, дерзания, творчество, труд — тебе Родина» — был помещен крупным планом на фасаде школы, и ему была подчинена вся тематика оформления.
Вестибюль — престиж знаний.
Нижний этаж: «С чего начинается Родина» — стенд с подсветкой в мозаичном исполнении.
Второй этаж: Доска почета, фотографии с Последних звонков каждого выпуска, картина «Благоустройство территории школы» (нарисовали ее Евгений Кокарев, Александр Неваленов, Игорь Хохлов).
Третий этаж: южная часть — стенд «Ничто не забыто, никто не забыт» с имитацией «Вечного огня»; северная часть — стенды всех конкурсов, связанных с радостью познания. Здесь проводились предметные недели, подводились итоги учебной деятельности.
Большое внимание уделялось и оформлению классных кабинетов. ГорОНО совместно с райкомом профсоюза определяли уровень оснащенности всех представленных на аттестацию кабинетов и выдвигали лучшие из них на получение паспорта.
Кроме того, много внимания уделялось лагерю труда и отдыха в д. Печетово.
Там работали учителя: Ефремова В.Ф. , Веселов В.М., Радкевич В.С., Графова Л.П., Горячева И.А. и др.
Большая работа проводилась с родителями учащихся. На общешкольных родительских собраниях даже не хватало мест в спортивном зале. Для родителей прочитано много лекций о воспитании детей, проводились выставки тетрадей, поделок по труду, выступления детей с концертами.
Первый директор школы, Алексей Алексеевич Малышев, отдал много сил и любви своему «детищу», вложил в него душу и сердце.  Он не считался со временем: приходил рано утром, встречал учителей и детей с улыбкой на лице, а уходил домой поздно вечером.
Даже во время отпуска он выходил на работу: следил за ремонтом огромного здания, чтобы к приему школы комиссией ГорОНО было все готово. Благодарные выпускники до сих пор помнят Алексея Алексеевича и красавицу-школу, которую благоустраивали вместе с ним и учителями.
В 1986-1987  учебном году обязанности директора исполняла заместитель  директора по учебной работе Ребристова А.К.31 мая 1987 года директором школы был назначен инспектор гороно Моисеев Александр Петрович, которому тогда исполнилось всего 33 года.

Советский период характеризовался серьёзной работой по воспитанию гражданина, труженика. Городской комитет комсомола вместе с Домом пионеров и отделом образования организовывали работу  школьных пионерских и комсомольских организаций. Пионерская организация школы № 2 носила имя нашего земляка, Героя Советского Союза Ивана Топорикова. Пионеры участвовали в различных операциях по сбору металлолома, макулатуры, уходом за пожилыми людьми, посадкой кустов, деревьев, цветов. Собирались книги для сельских библиотек, новостроек.  Проводились пионерские сборы с разнообразной тематикой. Пионеры готовились стать комсомольцами. В начальных классах под руководством старших вожатых и зам директора по воспитательной работе функционировала  октябрятская организация. Комсомольцы закреплялись за пионерскими классами, пионеры работали с октябрятами.

   Система трудового воспитания и профориентации в стране определялась постановлением Правительства № 1111 от 1977 года. Это была стройная система подготовки необходимых государству кадров при централизованной, плановой системе экономики. За школами закреплялись базовые предприятия, на которые возлагались обязанности по проведению профориентационной работы в подшефных школах, укреплению базы трудового обучения, организации профессионального обучения непосредственно в цехах, участках или отделах предприятия. Нашим базовым предприятием был Савёловский машиностроительный завод. Предприятие авиационной промышленности. Те промышленные станки, которые до сих пор работают  в слесарно-механической мастерской гимназии, были установлены и долгое время обслуживались  заводом. Завод безвозмездно передавал в школу инструменты, материалы. Строительные цеха предприятия ежегодно проводили большие косметические ремонты здания в дни летних каникул.  Направляла эту работу шефская комиссия, которую долгие годы возглавлял зам. гл. инженера завода Волков В.Н. За классами закреплялись цеха и отделы, работники которых помогали кл. руководителям в воспитательной работе, совместно с отделом технического обучения завода (начальник ОТО Берегов В.П.) организовывали производственные экскурсии. На заводе была отлаженная система подготовки кадров, необходимых предприятию. В четырёхэтажном учебном корпусе завода кроме ОТО, располагались училище, техникум и институт. Они готовили работников для любых звеньев предприятия. Старшеклассники проходили производственное обучение в цехах и отделах предприятия, получали рабочие специальности. На это отводился один из шести учебных дней. В один из этих  дней старшеклассницы  школы обучались на швейной и обувной фабриках.

Летом старшеклассники как и их родители, работники базового предприятия,   выезжали в колхоз «Дружба», где в деревне Печетово функционировал школьный лагерь труда и отдыха (ЛТО), начальником которого на протяжении нескольких лет был учитель музыки Веселов В.М. Учащиеся помогали колхозу в  заготовке кормов для скота, сушили сено, вязали веники для корма овец,  ухаживали  за свёклой. Без пап и мам, это была хорошая школа жизни. ЛТО как бы готовили будущих студентов к работе в ССО (студенческих строительных отрядах).

Осенью (как и родители на предприятиях) ребята привлекались к уборке урожая в пригородных совхозах. Это делалось за счёт уроков и получило в дальнейшем осуждение.

С целью совершенствования трудового обучения в школе была попытка создания кабинета трудового обучения для младших школьников, где бы работал отдельный учитель. Однако эти кабинеты в школах не прижились, как и практика размещения производственных заказов  в школьных мастерских, выпуска в них продукции предприятия.

С началом перестройки в стране предприятия прекращали работу, начиналась безработица, потребность в кадрах пропала, и система производственного обучения разрушилась. Школы переходили на пятидневный режим работы. Во многих школах из-за отсутствия средств и учителей  технического труда закрывались мастерские. В нашей школе этого не произошло т.к. сказалась роль базового предприятия и то, что работал заинтересованный  учитель Ермаков В.И..  Он пытался вводить в учебную и внеклассную деятельность основы народных промыслов. Ребята занимались резьбой по дереву. Однако помощь завода школе продолжалась до конца 90-х годов. Именно благодаря этой помощи сохранились мастерские, система коммуникаций.

   Новые веяния коснулись и школы: ушли из жизни комсомольская и пионерская организации, убрали из учебного плана предмет «Начальная военная подготовка» а с ним и должность «Преподаватель НВП», аннулировалась база по данному предмету. Через много лет  в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» была попытка реанимировать это направление деятельности, но отсутствие средств и кадров (на протяжении ряда лет НВП вели в основном отставные офицеры) не позволяло школе должным образом заниматься подготовкой юношей к защите Отечества. Тем более и ФЗ «Об образовании» оставлял изучение этого курса на усмотрение родителей, а соответственно без материальной поддержки. 

     Пересматривалось содержание учебных курсов и, в частности, истории и обществоведения, по новому стали трактоваться отдельные исторические события.  Перед школой стал вопрос: «Чему учить  и как учить? Кого воспитывать?»  Не сразу сложилось видение современной воспитательной системы.  Были попытки возрождение организаций для учащихся типа «Родничков». Но они не увенчались успехом.  С развалом экономики начался долгий период недофинансирования школ, задержки и без того мизерной зарплаты учителям. Помогал тот запас прочности, который закладывался в советский период. В это время школа пыталась найти своё лицо. Свобода в выборе учебных планов, пособий позволила создавать профильные классы, и здесь была важна роль учителя. На базе ОТО были созданы классы по углублённому изучению информатики. Фактически они вышли из системы трудовой подготовки, которая существовала ранее. Подобный профиль был востребован. Знания помогали учащимся при дальнейшем обучении в Вузах.  Впервые в посёлке машиностроителей учитель русского языка и литературы Суслова Л.П. создала гуманитарный класс. Из 17 человек  единицы связали свою будущую профессию с гуманитарными науками, но они учились в какой-то особой доброй обстановке. Эти учащиеся явились первыми актёрами школьного театра под руководством Курудимовой Г.Г..  Состоялась экранизация пьесы А.Н.Островского  «Гроза».

   Большим и значимым мероприятием стало празднование 25-летнего юбилея школы. Оно начиналось в стенах школы, где были организованы различные выставки, реставрированы стенды, которые по традиции оформлялись выпускниками, прошла большая линейка с рапортами выпускников прошлых лет. Выпускники встретились со своими бывшими учителями. Затем все присутствующие прошли в ДК «40 лет Октября», где коллектив школы принял тёплые поздравления представителей завода, областного и городского отделов образования, городской администрации и представителей других школ города. Силами учителей и учащихся был дан замечательный концерт. Вечер в душевной, тёплой обстановке продолжился в интересно украшенном спортзале школы.  Впервые к проведению мероприятия были широко привлечены спонсоры и это слово на долго вошло в обиход. Главными спонсорами на протяжении многих лет оставались родители. По данному сценарию затем в городе проходило празднование юбилеев и знаменательных дат и у других  учебных заведений.  

   С 1994 года в школе работает хореографическая студия «Юность» под управлением Чесноковой Е.Н. В 2006 году студии было присвоено звание «Образцовый детский коллектив», которое она подтвердила в 2011 году.

    Учителя не поддавались унынию и пессимизму, а пытались найти то, что им ближе и было востребовано социумом. Герасимова Г.В. разработала курс «Риторика», Иванова О.В. модифицировала курс «Информатика» для школы. Приход Ступникова Д.Ю. ознаменовался введением в начальной школе курса иностранного языка.

Поездка Моисеева А.П. весной 1993 года на областной семинар директоров инновационных школ позволила познакомиться с опытом создания в области первых гимназий. Учебный план этих заведений соответствовал опыту, накопленному в школе, и в 1994 году был разработана документация по переходу школы на новый тип учебного заведения. По решению коллегии ОблОНО с 1 сентября 1997 года школа стала функционировать как школа, работающая по модели школы с гимназическими классами. С 1 класса создавались классы, которые в учебном плане имели предметы «Информатика», «Риторика». Со 2 класса вводился иностранный язык, а впоследствии с 6 класса второй иностранный язык. Для этого пришлось перейти на шестидневный режим занятий.

С целью подготовки дошкольников к обучению в гимназии были созданы и до сего дня ежегодно организуются платные курсы по подготовке к школе.

   В этот период разрабатываются герб, гимн, медаль школы, а впоследствии гимназии. Традиционным  стал праздник «День гимназии», который проходит на базе ДК «40 лет Октября» в последних числах апреля, т.к. именно 29 апреля 1994 года областным отделом образования было дано разрешение на работу по модели школы с гимназическими классами. Это было удобно и потому, что можно было подвести итоги года по многим направлениям деятельности, показать свои успехи, собраться всем вместе и почувствовать себя единым коллективом. Эти праздники проходят с конца 90-х годов. Подобное мероприятие не проводится ни в одной из школ города.

 За работу по переходу на школу нового вида члены педагогического коллектива были отмечены почётными званиями, знаками и грамотами. Звание «Заслуженный учитель РФ» получил директор школы Моисеев А.П., знаком «Почётный работник образования» были награждены Ногинова С.Б., Васильева В.В., Шевчук И.Ю., Носкова И.Ю., Герасимова Г.В.

  В связи с большой наполняемостью занятия в школе проходили в 2 смены. Были попытки организовать обучение учащихся начальных классов на базе д/к № 5.

    В связи с ухудшением демографической ситуацией стало возможно освободить д/с №17 и на его базе стали обучаться  учащиеся начальных классов школы, которые занимались в режиме пятидневки не по гимназическим учебным планам.

    В 2003 году Шевчук И.Ю. стала инициатором по переходу начальной школы на новую систему «Школа 2000», которая со временем преобразовалась в «Школа 2100». Её поддержали Ногинова С.Б., Васильева В.В., Дьячкова С.В. Эта система (как показало время) была прогрессивна, направлена на развитие учащихся. В  основе неё лежал деятельностный подход в обучении. В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального образования в 2011 году эта система оказалась одной из самых проверенных и востребованных. Наш выбор был правильным. Накопленный опыт позволил  педагогическому коллективу  впоследствии делиться им с коллегами.

 В 2005 году Постановлением Главы администрации города Литвинова М.Ю. школа была преобразована в гимназию. В течение года оформлялись документы, школа проходила лицензирование и аккредитацию, и только весной 2006 года состоялось торжественное открытие вывески гимназии, которое было доверено неоднократной победительнице Всероссийской олимпиады школьников по праву Блошкиной Татьяне, выпускнице 2006 года.

Летопись гимназии продолжается…

 СИМВОЛИКА ГИМНАЗИИ

         У каждого государства есть свой гимн, герб, который может многое рассказать о стране, и медали, которыми награждают граждан за выдающиеся заслуги перед государством. В этом отношении наша гимназия подобна государству. У нас есть и гимн, и герб, и свои собственные медали.

logo

Герб символизирует единство принадлежности гимназии городу Кимры и России, поэтому в него вошли:

государственный флаг, элемент герба города — ладья, которая одновременно символизирует корабль, который несёт нас по реке знаний;

элемент шестерёнки — это символ машиностроения, базового предприятия, которое основало посёлок, школу и на протяжении многих лет оказывало помощь в решении хозяйственных и учебно-воспитательных вопросов;

книга — это основной атрибут гимназии, источник знаний.

Медаль представляет собой дюралевый диск диаметром 40мм, на который фотогальваническим способом нанесён герб гимназии и надпись «Школа-гимназия №2 г. Кимры 2001г.» Дата указывает год основания награды. Медаль крепится на клинообразном основании, оклеенном красным бархатом.  Медалью награждаются учителя, учебно-воспитательный персонал, обучащиеся, родители, представители предприятий, организаций, частные лица, внёсшие вклад в развитие гимназии, за заслуги в обучении и воспитании, за достижение в производственной, научно-исследовательской, учебной, общественной и благотворительной деятельности, за поступки, которые содействуют повышению авторитета гимназии.

Ходатайствовать о награждении медалью могут органы самоуправления гимназии. Награды вручаются директором гимназии или его представителем в торжественной обстановке.

Гимн гимназии

За основу гимна гимназии были взяты стихи В.Высоцкого, обработанные Сусловой Людмилой Петровной, музыку гимна написал Дмитриев Виктор Владимирович — учитель музыки.

Мы строим школу,чтобы грызть науку дерзко.

Мы всё изменим изнутри и оживим,

Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,

Раскрасим мир и ярким светом озарим.

Из класса в класс мы вверх идём, как по ступеням,

И самым главным будет здесь любимый класс,

И первым делом мы, естественно, применим

Те знания, что ты оставишь в нас.

Так построим мы школу для жизни,

Чтобы каждый начала науки постиг.

Здесь трудятся все, и учитель

Сам в чём-то ещё ученик!